Эффект Фареуса-Линдквиста

- Мы уже знаем, что кровь обладает и ньютоновской, и структурной вязкостью. А по законам физики, в частности по закону Пуазейля, вязкость повышается по мере уменьшения диаметра трубки. Кровь же – не согласна с таким решением, и ведет себя иначе.
- Живой организм противоречит законам физики?
- Нельзя сказать, что противоречит… У живого организма свои, физико-биологические законы. Он не противоречит, но, видимо, проявляет свою волю, придумывает способы выполнения поставленной задачи способом, подходящим именно ему. Это естественная Разумность.
- Ньютоновская вязкость – рациональность, а системная вязкость – разумность. Это как карантин во время пандемии – рациональность, а жить привычной жизнью без страха и ограниичений – разумность. Это эпоха Водолея, у которого эти две позиции должны быть гармонично уравновешены. Люди сильные и здоровые должны уважать опасения и страхи слабых и неуверенных. Так и в живом организме рациональное стремится уравновесить себя с разумным.
- А именно: с уменьшением радиуса капилляров менее 150 мк вязкость крови снижается.
- За счет чего это происходит?
- Это и есть эффект Фареуса- Линдквиста.
- Этот эффект облегчает движение крови в капиллярах.
- Все дело в пристеночном слое плазмы. Помните, мы говорили об альбуминах?
- Которые, благодаря двойному слою электронов, легче скользят в жидкости. Вязкость пристеночного слоя плазмы ниже, чем у цельной крови. Потому эритроциты концентрируются ближе к центру потока.
Они словно скользят внутри, легко соприкасаясь с пристеночным слоем плазмы и не задевая жесткие стенки капилляров.
А вот в рациональной однородной ньютоновской жидкости такого явления не наблюдалось бы.
Как видите, здесь нет нарушения законов физики. Просто кровь – жидкость неоднородная, и способна создать себе условия для удобного движения эритроцитов через ультра — тонкие капилляры. Всего лишь используя эффект скольжения вязких частиц в менее вязком пристеночном слое. Вот и все…
- Оказалось так просто… Все становится просто, когда начинаешь понимать…
Теперь давайте рассмотрим, как это происходит.
Представьте себе сужение сосудов в крови. Не забывайте о том, что толщина пристеночного слоя не меняется, а диаметр капилляров сужается по ходу движения крови.
И, если мы уже знаем, что толщина пристеночного слоя не меняется, то очевидным будет уменьшение диаметра потока эритроцитов.
- И эритроцитов по отношению к слою плазмы становится меньше. Частично они задерживаются при входе в узкие капилляры. А те, что попали в капилляры, благодаря пристеночному слою плазмы начинают двигаться по течению быстрее. Соответственно их время пребывания в капиллярах уменьшается. Такие вот дела…
- Здесь следует понять суть законов природы. В однородной жидкости, по закону Пуазейля, с уменьшением диаметра трубки вязкость жидкости увеличивается также и с ускорением движения однородных частиц. В жидкости системной, неоднородной, одни частицы могут образовать малоподвижный пристеночный слой, а другие частицы – могут двигаться в потоке крови быстрее, с меньшим сопротивлением.
За счет этой особенности вязкость будет снижаться, даже с уменьшением диаметра сосудов.
Так жизнь как Разумность противостоит энтропии как Рациональности. Так живая система находит способ обхитрить простой физический закон и приспособиться в жестоком мире для своего уверенного существования.
- Вот так… Потому простая жидкость живет по своим законам, а кровь – по своим…
- Потому что «простая жидкость» — это условная рациональная единица, а кровь – это часть живой, разумно организованной системы.
- Фантастика… Очень интересно… — скажет любопытный Человек.
- А дальше будет еще интереснее.
- Но и сложнее… Ведь, «чем дальше в лес, тем больше дров».
Следующая тема цикла Мир Человека – о белках, находящихся в плазме нашей с вами крови.

продолжение

рисунки и схемы смотрите в в плейлисте Клетка и Межклеточное пространство

 

Share Button