От Балтийского моря до Каспийского

Петр после Полтавской победы.
“В порыве к всестороннему распространению, когда России оставалось только следовать за ним, он, очевидно, руководился исключительно слепой и бессознательной потребностью движения, ища применения, выхода для своих сил.”
?
Экспромт.
Тактик, но не Стратег.
“Чтобы действовать и заставить с собой считаться на обширной арене, куда Петр отважно пустился со своим новым военным могуществом и дипломатией, только что получившей европейский склад, у него не было никаких ресурсов, ни достаточного понимания разнообразных, сталкивавшихся там интересов, ни сноровки в делах, ни такта, ни чувства меры. Повсюду, на каждом шагу он наталкивался на препятствия, попадал в ловушки, застревал на мелях, которых не умел ни замечать, ни обходить.”
?
Шло время. Были поражения, но несомненны Победы. Мир 1721 года.
“Великая эволюция московского государства завершилась: настал конец периода восточного и континентального в его истории и начинается период западного, когда Россия становится державой морской. Политическая Европа бесспорно обогатилась новым фактором, все более и более преобретающим влияние на ее будущие судьбы. И Петр завершил свой тяжелый труд, свою ужасную науку. Он мог наслаждаться ликованием своего народа, измученного, истощенного, запуганного до последней степени, и все-таки не покинувшего до самого конца своего царя и теперь разделявшего с ним его безмерную радость, его несказанное облегчение.”
?
С заключением мира Петр был признан царем России.
“Теперь он уступил, но с поправкой: “он будет “императором всея России”, но не “императором востока” как было предположено сначала. И он не скрывал от себя трудностей, с которыми придется бороться, чтобы заставить Европу признать этот новый титул.”
“ “Вся Россия” заключающая все области, в течение пяти веков приобщенные к европейской цивилизации польской гегемонией, совершает свое окончательное вступление в историю.”
?
Личная сила Петра. Двадцать один год войны и один день отдыха…
“Царь сам пил изрядно и веселился больше всех своих подданных, вместе взятых. Но на следующий день, встав рано, как всегда, принялся за работу. Для него мир не означал отдыха.”
?

На верху славы. Во Франции.

“Существенная сила современной России, а именно, высокое мнение, всегда питаемое ею относительно своего значения и могущества, даже еще ничем не оправданное, прекрасно выразилась в данном случае.”
И в наше время(?!).
?
Дикость, отсутствие вежливости и плохие манеры — от дикости характера и застенчивости(!).
“Вообще его недостаток вежливости зависел от робости и застенчивости, потому что постепенно в нем этот недостаток сгладился; к концу своего пребывания, переходя из дома в дом, принимая все приглашения, царь научился прекрасно держать себя даже с дамами.”
“Он забыл свою “гордость” и старался быть учтивым. Ему назвали одну из присутствовавших маркизу де Бэтен, дочь хозяина, и он просил ее занять место за столом рядом с собой.
Париж сделал свое дело.”
Париж учил Петра вежливости…
“После месячного пребывания в Париже, Петр не был уже человеком способным на неприличие, которое ему безосновательно приписывали в данном случае. Без сомнения, он чувствовал себя еще лучше за пределами изысканности и церемоний двора и гостинной. Вполне хорошо в доме Инвалидов, где обращался с хозяевами по-товарищески, пробуя их суп, и запросто обласкав их; на Монетном дворе, где при нем вычеканили медаль в память его пребывания во Франции; в королевской типографии, в коллеже четырех наций, в Сорбонне, где воспользовались его присутствием, чтобы поднять вопрос о соединении церквей; в обсерватории, у географа Делиля, у английского окулиста Вульгауса, пригласившего его присутствовать при операции снятия катаракта. Он являлся посетителем немного нервным и страшно любопытным, но быстро схватывающим, жаждущим знаний и в достаточной степени обходительным.”
?
Несомненный интерес к Новому.
“Петр не упускал ни одной подробности, стараясь из всего извлечь возможную пользую, закидывая вопросами и, испещряя заметками свою записную книжку, которую открывал ежеминутно и безо всяких стеснений, где бы ни находился — в Лувре, в церкви, или на улице.”
Записная книжка Петра.
?
“Вообще Петр по-царски расплатился по своему счету, проявив лишний раз странность своего ума и характера. Скудные “на чаи”, раздаваемые им во время его пребывания, исходили от частного человека, каким он себя считал, хотя забывал иногда про свое инкогнито. Государь расплатился при отъезде.”
Скудные личные “чаевые” и дорогие подарки от России… Тактика???

Новое правление. Конец стрельцов.

“Бросив Россию в объятия европейской цивилизации, не совершил ли Петр насилия над ее историей, не проглядел ли коренных элементов самобытной культуры, пригодной для высшего развития и во всяком случае более соответствующей народному духу, и не пренебрег ли ими?
То предмет великих прений между славянофилами и западниками.”
Славянофилы и Западники… Образность и Логика…
?
“Россия занимает и сохраняет даже против воли физиологически совершенно определенное место в семье индо-европейских народов, а духовно обладает цивилизацией, созданной из тех же материалов, как цивилизация прочих народов. Только известные географические и исторические условия могли придать некоторым из этих источников своеобразный характер, откуда развились нравы и склад мыслей особенный, понятия и привычки различные, в смысле взглядов, например, на собственность, семью, власть государя.”
Собственность, Семья, Власть…
?
Характеристика периода.
“Следовательно царь не только повелитель, но в буквальном смысле слова “собственник” государства и народа. Никакой социальной группировки, никакой иерархии, никакой органической связи между этими разобщенными единицами. Беспорядочное движение в зависимости от воли случая и пробуждения стихийных инстинктов. Хаос в настоящем и мрак в будущем.
Что касается церкви, она перешла из Византии в Киев уже ослабленной и разрушенной, потеряв свою моральную силу в лоне греческого упадка.
Петр стал у власти, благодаря государственному перевороту.
Предшественники великого преобразователя прекрасно сознавали такое положение и пытались найти из него выход.”
?
“Раздражаемый войной, увлекаемый ее волной, обольщенный горизонтами, раскрывшимися ему в Германии, Англии и Голландии, Петр не имел возможности систематизировать своих намерений, обдуманно подготовлять их выполнение, обнаруживать терпение при их применении; он вихрем пронесся над своей родиной и своим народом. Он изобретал, творил и наводил ужас.”
Сумбур, отсутствие стратегии.
?
“Но именно все это… придало движению обновление… которое совершенно не могли ему сообщить робкие попытки Феодора и Алексея. В несколько лет Петр совершил дело нескольких столетий.”
?
“Вернувшись из первого путешествия по Европе, царь показался своим подданным в одеянии Августа польского, в платье жителя Запада, в каком его еще не видывали. Несколько дней спустя, на банкете, устроенном генералом Шеиным, он схватил ножницы и стал отрезывать бороды присутствующим. Ему подражал его дурак Тургенев. Свидетели такой сцены могли ее счесть за простую фантазию деспота.”
Произвол… Дикость… Или политическое решение???
?
“Затем последовало уничтожение стрельцов.”
“Его не могли удовлетворить кнут и несколько виселиц. Ему нужен был широкий размах, по собственному мерилу. Розыск, наскоро произведенный и законченный Шеиным и Ромодановским, снова был возобновлен и в размерах никогда еще не встречавшихся, насколько известно, в истории человечества: четырнадцать застенков были устроены в Преображенском и работали денно и нощно со всей обстановкой геенны обыкновенной и необыкновенной вплоть до костров, над которыми должны были корчиться тела пытаемых.”
Кровожадность Петра.
“Один стрелец был поднят на дыбы, получил тридцать ударов кнута, медленно поджаривался на огне и все-таки не проронил ни слова. И Софья, допрошенная и подвергнутая, как говорят, пытке самим Петром, осталась непоколебимой в своем отрицании.”
Изверг!!! — Или политик???
“Розыск ничего не подтвердил, он только раздражил наклонность к насилию молодого царя, закалил его бесчувственность. Петр сам присутствовал при допросах и пытках, наслаждался, как утверждали многие, прикосновением к истерзанному телу, видом длительных агоний, страданий и смерти. По окончании розыска ему потребовались бесчисленные казни, головы, падавшие в кучу под топором палача, леса виселиц, гекатомбы человеческих жизней…
30-го сентября 1698 года первая партия из двухсот осужденных была выслана на место казни. Пятерым отрубили головы по дороге, перед домом царя, в Преображенском, и Петр сам исполнял обязанность палача. Факт этот подтверждается многочисленными свидетелями, признан мнением современников и допускается большинством историков. И Петр не довольствовался тем, что сам рубил головы, он требовал того же от своих окружающих. Голицын оказался очень неловким и его жертвам приходилось долго страдать; Меншиков и Ромодановский проявляли больше искусства. Только иностранцы, Лефорт и Бломберг, — последний полковник Преображенского полка, — отказались от исполнения ужасной обязанности.”
Садистские наклонности!..
“Повсюду выслеживали несчастных стрельцов. Это было поголовное истребление. Тысячами убирали трупы, загромождавшие площадь, довольствуясь впрочем тем, что их отвозили на соседние поля, где они продолжали гнить на открытом воздухе, а топор палача снова работал. И в ограде, возвышающейся среди Красной площади… отрубленные головы на пиках, и виселицы, отягощенные человеческими телами, оставались до 1727 года.”
Бесчеловечность Изверга!
?
“Петр мог сделаться палачом, не переставая быть царем, как он бывал барабанщиком или матросом. Он здесь работал собственноручно, как при оснастке своих кораблей…
Петр решил уничтожить стрельцов и сделал все нужное для достижения этой цели. Употребленные средства были ужасны, но наводить ужас давно уже сделалось на родине царя обычным приемом правительства.”
Но это не Славяне! Это Вары!
?
“Не было больше стрельцов, но не было также и войска…”
Садистское истребление стрельцов как знак мести Софье. Захватнические войны алчного царя… Гуляка, пьяница и развратник…
Или мудрый политик???
?
Север…
“Петр обнаружил в крае еще неотразимую привлекательность. Он с волнением ссылался на исторические воспоминания, делавшие из этого уголка русскую землю. Может быть, он находил в этих болотистых лощинах отдаленное сходство с неизменностями Голландии? Может быть, в нем заговорил голос наследственных инстинктов?”
Кровь варягов…
?
Петр закладывает Питер…
“Оставив алебарду, Петр берется за лопату и кладет почин земляным работам. В эту минуту появляется орел и парит над царем. Сраженный выстрелом, он падает. Петр поднимает раненую птицу, сажает ее на руку и отправляется в челноке осматривать окрестности. Происходит это 16 мая 1703 года.
История добавляет, что впоследствии над работами трудились шведские пленники и умирали тут тысячами.
Город был создан.
Однако, до Полтавской битвы Петр не думал еще превращать его в свою новую столицу.”
?
По многим факторам:
“Сама была столица стеснена на берегах Невы причинами, вышеуказанными и всеми остальными условиями географическими, этнографическими и климатическими, по сие время создающими из нее противоречие здравому смыслу. “Странная идея для русского, — говорит Кюстин, — создать столицу славян у финнов, против Швеции, сосредоточить администрацию обширнейшей империи на самой отдаленной оконечности этой империи; выражать намерение приблизиться к Европе, удаляясь от Польши и Германии; и заставлять всех окружающих, чиновников, двор, дипломатический корпус жить под небом, самым немилосердным, одного из самых негостеприимных уголков земли, какой себе можно представить. Место болотистое. Нева значит по-фински “грязь”. В окрестных лесах водятся одни волки. Овощи, плоды и даже хлеб доставлялись издалека.”
Фобия Петра… Страх! Он болен! Он боится… Паранойя… Истребление стрельцов… Побег в “грязь”… На окраину…
Или политика???
?
Оправдание?
“Нарушив строй прежней жизни Московии, перешагнув через ее границы, Петр логически должен был стремиться перенести в иное место резиденцию своего правительства. Везде в иных местах, по побережью Балтийского моря, в Эстляндии, Карелии, Курляндии, после изгнания шведов оставались немцы, пустившие прочные корни, черпавшие в соседстве германской культуры непреодолимую силу сопротивления. После двух веков русского владычества Рига до сих пор остается городом немецким.”
Сила корней истинных!
?
“Двести тысяч рабочих, говорят, нашли смерть, трудясь над созданием нового города, а вельможи разорялись, строя там дворцы, вскоре делавшиеся необитаемыми. Москва до сих пор сохраняет внешность благочестивую, почти монашескую. Петербург принял и сохранил вид мирской, совершенно иной. Россия современная, просвещенная, сравнительно эмансипированная умственно и сравнительно либеральная, могла возникнуть и развиться только здесь.”
?
“Столица в России была кочевой издревле. Она переходила из Новгорода в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву. Подобное странное явление обусловливалось обширностью страны и отсутствием сплоченности народной жизни.”
Навязывание славянам принципа империи!
“Создание Петербурга является таким образом только решением задачи динамики.”
?

продолжение

Share Button