Личная Жизнь Учителя

Школа школой, но личный пример — лучшее орудие воспитания.
Что примечательного в одежде Конфуция? — Одежда традиционная, если не считать его знаменитых обрезанных рукавов… Питался только хорошо приготовленной пищей.
Что необычного в его правиле не разговаривать за едой или приносить жертвы предкам перед трапезой?
Видим хорошо устроенный быт физически и духовно здорового человека. И притом точно воспроизводящий обычай. Никаких странных привычек и причуд, которых ждут от гениев. Никаких недугов и недостатков, слабостей и крайностей, наполняющих жизнь страданиями и борьбой. Никаких душевных мук, лишь гармония и покой…
Тихие, естественные радости человека, умеющего жить в согласии с самим собой и в согласии с жизнью вокруг него…
Имел семью, хотя супруга Конфуция никакого участия в делах мужа не принимала, а сам он считал привязанность к домашнему очагу недостойным настоящего мужчины и с готовностью пускался в странствия, претворяя в жизнь собственное пророчество о том, что ему суждено быть «человеком севера, юга, запада и востока».
Благо ли было так поступать? — Но то был его Путь… Конфуций мог быть очень разным, но никогда не создавал неловких ситуаций. У него не было никаких раз и навсегда заданных принципов, кроме одного: открытого и честного отношения к жизни. Он считал, что мудрый не должен ничего «заведомо принимать или отвергать», и с удовлетворением отмечал, что сам «не имеет предубеждений».
Традиция и непривязанность? Совместимы ли??? — Педантизм Конфуция озарен светом внутренней свободы.
Безупречные же манеры, неподдельная скромность и редкостное трудолюбие принесли ему необычные для человека его лет известность и авторитет не только среди учеников, но даже среди высших придворных чинов. Ведь Кун был равно любезен со всеми и равно от всех отстранен…
Быть человечным для Конфуция как раз и означает быть разным с разными людьми.
*
Хотя… Не очень-то был в почитании у некоторых властителей. Кун Цю был слишком честен и прямодушен, слишком презирал интриги, лицемерие, пустословие и лесть, чтобы пользоваться успехом среди царедворцев. Мог ли рассчитывать на благосклонность царей и вельмож тот, кто ненавидел хитрых говорунов и считал постыдным для себя скрывать свое недовольство другими и поддерживать с ними видимость дружеских отношений? Кун Цю полагал ниже своего достоинства искать покровительства сильных мира сего и тем более заискивать перед ними.
Возможно, был … чуть-чуть… горделив…
Свой долг подданного он видел в том, чтобы говорить правителю правду в лицо. И без колебаний исполнял этот долг, никогда, впрочем, не нарушая приличий.
Вся жизнь Конфуция предстает цепью его встреч с Правителями — встреч каждый раз многообещающих и всегда оканчивающихся безрезультатно. Многие из власть имущих, кажется, искренне хотели бы привлечь этого мудреца к себе на службу, внять его советам, но каждый раз Конфуций, явившись на аудиенцию, как нарочно, выговаривал своему предполагаемому патрону самую горькую, самую болезненную для него правду. И оставался не у дел. Непреодолимая стена отделяла мечты Конфуция от действительности… То была плата за искренность…
А, может, он и не стремился к власти???
Похоже, что не познал Перемен… Великому Конфуцию оказалось не под силу разобраться в таинственной игре мировых метаморфоз…
Однажды он сказал: «Дайте мне еще несколько лет спокойной жизни, чтобы я смог изучить «Книгу Перемен», и я избавлюсь от всех ошибок»…

Человек — во имя Человечества
Заслуга Конфуция, обессмертившая его имя, в том и состоит, что он первый в истории открыл человека как деятельное, творческое и, стало быть, общественное существо. До Конфуция на земле были только боги. Или потомки богов. Конфуций с простотой, достойной основоположника великой цивилизации, провозгласил: у человека нет более высокого призвания, чем воистину осознать себя человеком и стать творцом культуры — единственной реальности, которая целиком и полностью созидается людьми.

Share Button