Фауст

Улыбка Мефистофеля…
Белый играет Черными, Черный играет Белыми…
Правила чтит тот, кто играет Белыми, Мефистофель…
ПРАВИЛА… ИГРА… ТЕАТР и ЖИЗНЬ…
Сцены и Маски…

Сцена Первая

НОСТРАДАМУС

Четырнадцатого декабря 1503 года в семье нотариуса Жака Нострадамуса в городке Сент-Реми родился сын Мишель, внук преуспевающих врачей, астрологов, математиков и философов.
Получает общее образования в Авиньоне. Изучает медицину в Монпелье. Борьба с эпидемиями в Нарбонне, Каркассоне, Тулузе, Бордо. Получение диплома бакалавра.
Возвращение в Монпелье, защита диплома доктора медицины. Поездки в Бордо, Тулузу, Ля Рошель. Переезд на постоянное место жительства в Ажан. Женитьба, рождение двоих детей. Неудачная борьба с эпидемией, от которой гибнет вся его семья…
Потрясенный СМЕРТЬЮ близких свершает “Семилетнюю одиссею” по Юго-Западу Европы (наименее известный период жизни Мишеля)…
Год 1545 — неожиданное появление в Марселе. Триумфальные победы в борьбе с эпидемиями в Эксе и Провансе. Особый акцент на синтез лечения тела и “духа” при доминанте духовного начала. Полученное вознаграждение отдает осиротевшим детям и жителям пострадавших областей.
Затем следует переезд в город Салон, женитьба на вдове Анне Понсар-Жемелье. Рождение трех сыновей и трех дочерей. Возрастание профессионального авторитета. Создание литературных трудов по астрологии, медицине, философии.
В 1564 году Карл IX по рекомендации Екатерины Медичи назначает Мишеля Нострадамуса придворным лейб-медиком и лейб-астрологом.
Ночь на 1 июля 1566 года — смерть во францисканском монастыре от острой почечной недостаточности, заранее им же предсказанная…
Смерть — после дня 31. 06. 1566 года.
31 — 13, 06, 5+1=6, 31.06.666… Ночь…
Тьма и Символ Тьмы…

Предсказания Мишеля — головоломка для УЖЕ потерявших голову, а нам, “Мефистофелям”, интересен Сам Мишель!

Предисловие Мишеля Нострадамуса, предпосланное его Пророчествам

Посвящает сыну Цезарю, желая ему Счастья и долгой жизни. Долгая жизнь и Счастье — то самое ценное, что нашел в жизни Великий Знающий — Мишель Нострадамус.
— Почему он закодировал текст?
— “Обращаюсь к суждению истинного Спасителя: Не предписывайте святым гимны, не мечите бисера перед свиньями, чтобы не попирали вас ногами и не разорвали вас, обернувшись против вас.”
— Легко ли быть Предсказателем?
— “Я не говорю, сын мой, и ты должен хорошо это понять, хотя познание этой материи еще не может запечатлеться в твоем слабом разуме, что будущие весьма удаленные причины не могут быть рационально постигнуты, и хотя они очень удалены, они могут быть от человека не слишком укрыты: но совершенное постижение важных причин невозможно без божественного откровения; ибо всякое пророческое откровение исходит от создателя, а также зависит от судьбы и от природы. А посему вещи, как случившиеся, так и еще не случившиеся, могут быть предвидены.”
— Не злодеяние ли быть магом и предсказателем?
— “И поэтому, сын мой, я заклинаю тебя никогда не употреблять своего разума в угоду ложным и напрасным целям, иссушающим тело и губящим душу, приводя в смятение слабые чувства: тоже я скажу и о суетности самой отвратительной магии, некогда осужденной Священным Писанием и божественными канонами; но от этого свободна астрология, трактующая знамения, благодаря которой, находясь под покровительством Божьим и слушая его откровения, мы и изложили наши пророчества.”
— От Бога ли? Не были ли то “откровения” явленного Дьявола? — Политика, дипломатичность Мишеля. О роли вдохновения, состояние “ясновидения”.
— “… две основные вещи даны прорицателю, и одна открывает божественный сверхъестественный свет тому, кто предсказывает по учению светил и пророчествует благодаря божественному вдохновению, которое позволяет ему приобщиться к божественной вечности, ибо Пророк судит так, как указал ему святой дух, по воле Бога Создателя и по собственному побуждению. А посему то, что он предсказывает, есть истина, ибо в Нем его источник и причина; и этот свет и слабое пламя достигают цели и приходят с той же высоты, что и природный свет, который подкрепляет уверенность философов в том, что, узнав принципы первопричины, они могут достигнуть самого дна самых глубоких наук.”
— От Бога ли был сам Мишель???
Придворный врач… Купился славой… Но вот Гете, будучи премьер-министром, ушел с должности, и пошел “в мир”, к людям, к “лирике простака”…
— Есть ли смысл в расшифровке текстов Нострадамуса???
— Его пророчества не касались столь отдаленного времени в будущем, как наше, конец Эпохи… А потому — оставим Мишеля. Он — в Былом. Он — во Славе, а, значит, не с “простаком”.

Сцена Вторая
И. В. Гете
ФАУСТ
Пролог в Театре

На нашей “грешной” землице, где каждый играет свою роль. Встретились директор, поэт и комик. Администратор, Творец и Исполнитель… Троица на земле. Директор готовит зрелище для массы.
“Ждет праздника взволнованный народ.
У нас ведь все к чудесному стремятся:
Глядят во все глаза и жаждут удивляться.”
*
Извечное стремление массы к зрелищам, где неудачник тешит себя мыслью о своей значимости (способность наблюдать жизнь других и быть судьей того, что происходит на сцене). Директор призывает поэта написать сюжет для публики. Поэт же не в силах более напрягаться, создавая творения для массы.
“Мишурный блеск — созданье вероломства,
Прекрасное родится для потомства!”
*
На сцене — комик. Он, как исполнитель, питается впечатлением массы, потому ему все равно, кого играть, лишь бы масса была в восторге, в эмоции. Директор напутствует поэта и актера, призывая создать произведение более запутанное, бессмысленное, но задевающее зрителя.
“Смелее все в куски мельчайшие крошите —
И этот винегрет успех доставит вам.»
*
Суть? Смысл? — Нужен ли он толпе???
“Что пользы, если вы им “целое” дадите?
Ведь публика ж его расщиплет по кускам.”
… “Запутайте толпу, введите в заблужденье;
Иначе — верьте мне — ей трудно угодить.”
*
Задача Хозяина — бурное зрелище, копошение массы, которая выделяет много энергии и приносит в кассу доход. Задача актера — исполнить игру так, чтобы народ возвел его в свои кумиры, уважал и ублажал его славолюбие. Задача же поэта — сотворить “момент истины” — “связать” внимание публики, “вцепиться” в душу каждого и каждому дать то, чего он ищет и зачем пришел, за что платит деньги…
Директор ищет богатства, Комик — власти над публикой, а Поэт — славы создателя… Власть, Слава и Богатство через зрелище…
*

Пролог на Небесах

На небесах, где созидаются идеи… Начальные. Господь, Триединые архангелы и Мефистофель. Архангелы — Энергии. Господь — Идея. Мефистофель — Тело. Идея проявляется в Теле посредством Энергии. Архангелы пропели гимн Творцу. Появляется Мефистофель, который с негодованием (сопереживая) говорит о человечике-кузнечике:
“Ни дать ни взять кузнечик долгоногий,
Который по траве то скачет, то взлетит
И вечно песенку старинную твердит.
И пусть еще в траве сидел бы он уютно, —
Так нет же, прямо в грязь он лезет поминутно.”
*
Мефистофель, услышав от Господа благосклонные суждения о Фаусте, просит позволения доказать Господу обратное. Утверждает, что Фауст изберет Тело, но не Дух. Господь же спокоен, разрешает Мефистофелю эксперимент.
“Знай: чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна!”
*
Разум знает, что Тело не возьмет верх над Духом. Воля же убеждена, что никогда не сложит оружия самопоглощения… Правда — непобедима. Истина — победительница… Мефистофель — испытывает, Господь — утешает…
*

Ночь

Фауст размышляет у своего стола.
“Я философию постиг,
Я стал юристом, стал врачом…
Увы! с усердьем и трудом
И в богословье я проник, —
И не умней я стал в конце концов,
Чем прежде был… Глупец я из глупцов!”
*
Чем дальше в лес, тем больше дров… Разочаровавшись в бессилии чистых знаний, Фауст решил обратиться к магии.
“Вот почему я магии решил
Предаться: жду от духа слов и сил,
Чтоб мне открылись таинства природы,
Чтоб не болтать, трудясь по пустякам,
О том, чего не ведаю я сам,
Чтоб я постиг все действия, все тайны,
Всю мира внутреннюю связь;
Из уст моих чтоб истина лилась,
А не набор речей случайный.”
*
Ведь Разум — полюс Севера, Правда. А Сила — полюс Юга, Истина.
Осматривая книги, инструмент, свой кабинет, приходит к выводу о тленности бытия и смертном духе всего сущего…
“Живой природы пышный цвет,
Творцом на радость данный нам,
Ты променял на тлен и хлам,
На символ смерти — на скелет!…”
“К словам природы будь не глух —
И ты узнаешь ход светил,
И дух твой будет полон сил,
Когда ответит духу дух!”
*
Рассматривая знаки, Фауст выделяет для себя знак Земли, доминирующий (для него) над знаком Космоса. Стремление Знаний (что в нем уже есть, Небо) к Силе (чего нет, Земля). И… дух является. Дух жуткий, страшный… Фауст устрашился.
“Дрожит, в пыли дорожной корчась, он,
Как червь презренный и ничтожный!”
*
Фауст заявляет, что он — не червь, и что не боится, и что равен духу Земли. На что дух перед тем, как удалиться, ответил:
“Ты близок лишь тому,
кого ты постигаешь, —
не мне.”
*
Человек стремится к тому, что является ему оппонентом, зеркалом, отражением себя самого…
Дух исчез, но постучался Вагнер, ученик Фауста. Зеркало своего учителя(!). (“Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь!”).
Начав беседу, Фауст говорит о неискренности коллективного общения, о пустословии… О том, что лишь чувства и искренность способны влиять на жизнь.
“Когда в вас чувства нет,
все это труд бесцельный;
Нет, из души должна стремиться речь,
Чтоб прелестью правдивой, неподдельной
Сердца людские тронуть и увлечь!
А вы? Сидите, сочиняйте,
С чужих пиров объедки подбирайте —
И будет пестрый винегрет
поддельным пламенем согрет.”
“Когда таков ваш вкус — пожалуй, этим
Вы угодите дуракам и детям;
Но сердце к сердцу речь не привлечет,
Коль не из сердца ваша речь течет.”
*
Вагнер жалуется: не хватит жизни, чтобы все изучить и постичь. Фауст отвечает:
“В пергаменте ль найдем источник мы живой?
Ему ли утолить высокие стремленья?
О нет, в душе своей одной
Найдем мы ключ успокоенья!”
*
Вагнер уходит, Фауст размышляет… И понимает, как он мал и никчемен пред духом Земли… Он испугался, задрожал, познал, что пока всего лишь человек…
“Так мал я, так велик казался, — но жестоко
Ты оттолкнул меня; одно мгновенье ока —
И вновь я человек, — безвестен мой удел!”
… “Увы, теряем мы средь жизненных волнений
И чувства лучшие и цвет своих стремлений.
Едва фантазия отважно свой полет
К высокому и вечному направит, —
она себе простора не найдет:
Ее умолкнуть суета заставит.
Забота тайная тяжелою тоской
Нам сердце тяготит, и мучит нас кручиной,
И сокрушает нам и счастье покой,
Являясь каждый день под новою личиной.
Нам страшно за семью, нам жаль детей, жены;
Пожара, яда мы страшимся в высшей мере;
Пред тем, что не грозит, дрожать обречены;
Еще не потеряв, мы плачем о потере.
Да, отрезвился я — не равен я богам!
*
И вот вывод Фауста, созерцающего хлам своего кабинета:
“Увы, чего не мог постигнуть ты душой,
Не объяснить тебе винтом и рычагами!»
*
Глубокая тоска Фауста… Одно утешенье — бокал блестящий… Забытье от опьянения… От дурманящих средств… Уйти от себя, от признания своей никчемности, своего несовершенства… Выпить последний раз.
“Хмелен напиток мой, и темен зелья цвет:
Его сготовил я своей рукою,
Его избрал всем сердцем, всей душою,
В последний раз я пью и с чашей роковою
Приветствую тебя, неведомый рассвет!»
*
Но… запели ангелы, и Фауст не коснулся чаши со смертоносным зельем… Знай: Истина начинается там, где заканчивается Самолюбование и Гордыня. Имя Христа воскрешает душу Фауста.
“Христос воскрес!
Кто средь мученья,
Во тьме искушенья
Ищет спасенья, —
Мир вам с небес!”
И Фауст возрадовался:
“О звуки дивные, плывите надо мною!
Я слезы лью, мирюсь я с жизнию земною!”
*
Убей заблуждение и обрати Веру… Веру в то, что есть уже, что было и будет, потому что Есть.
*

У городских ворот

Разноликая жизнь народа. Весна. Фауст, наблюдая весеннюю жизнь города, говорит:
“Чу! Слышится говор толпы на поляне;
Тут истинный рай им! Ликуют селяне,
И старый и малый, в веселом кругу.
Здесь вновь человек я, здесь быть им могу!”
*
Народ собирается вокруг уважаемых господ — Фауста и Вагнера. Люди благодарят Фауста:
“Ученый муж, ты многих спас;
Живи ж сто лет, спасая нас!”
*
Вагнер восторгается учителем, высказывая радость того, что его учитель так почитается народом. Фауст же отвечает:
“Слова толпы звучат насмешкой злою
В ушах моих, и знаю я один,
Как мало мы, отец и сын,
Гордиться можем этой похвалою.”
*
Тайна врачевания… Метод проб и ошибок:
“И стали мы лечить. Удвоились мученья:
больные гибли все без исключенья,
А выздоравливал ли кто,
Спросить не думали про то.
Вот наши подвиги леченья!
Средь этих гор губили мы
Страшней губительной чумы!
Я сам дал тысячам отраву:
Их нет — а я живу… И вот
В моем лице воздал народ
Своим убийцам честь и славу!”
*
Так Фауст определяет действие изготовленных в лаборатории препаратов… Что удалено от естественности — есть смерть… (Как и сегодняшняя фармакология).
Фауст признал свой фальшивый путь:
“О, счастлив тот, кому одна отрада —
надежда выбраться из непроглядной тьмы!”
*
Фауст прерывает беседу, показывая Вагнеру красоту заката, неба и окружающей природы. Слова — лишь попытка отразить мир. Сам же мир — богаче, истинней…
Фауст говорит о разделении души на два стремленья:
“Ах, две души живут в большой груди моей,
Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!
Из них одной мила земля — И здесь ей любо, в этом мире,
Другой — небесные поля,
Где тени предков там, в эфире.”
Два полюса — Знание и сила, Правда и Истина.
*
Перед тем, как идти домой, видят черного пуделя, который приблизился к двум людям и пошел с ними.
*

Кабинет Фауста

Фауст, успокаивая играющего пуделя, открывает Библию:
“Написано: “В начале было Слово” —
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало.
Я напишу, что Мысль — всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь Мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли — начало всех начал?
Пишу — и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит.
Но свет блеснул — и выход вижу смело,
Могу писать: “В начале было Дело”!”
Слово — от Знаний. Сила — от Воли. Мысль — от Головы. Дело — от Тела.
*
Пудель мешает Фаусту, и он решает его выгнать на улицу. Но… пудель перевоплощается в Мефистофеля, который говорит:
“К чему шуметь? Я здесь к услугам вашим.”
Дело!!! Тело!!!
Фауст спрашивает, как зовут явившегося духа. На что Мефистофель ответил:
“Часть вечной силы я,
Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.”
И далее:
“Я отрицаю все — и в этом суть моя…
Короче, все, что злом ваш брат зовет, —
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это все — моя стихия.”
Дух скепсиса. Отрицание. Трансформация.
“А я лишь части часть, которая была
В начале все той тьмы, что свет произвела,
Надменный свет, что спорить стал с рожденья
С могучей ночью, матерью творенья.”
Тьма — первична. Свет — вторичен(???). Так утверждает Мефистофель…
*
Мефистофель не может выйти, и просит Фауста убрать знак охранительный с дверей. Фауст не соглашается и Мефистофель наводит на Фауста сон-видения, и, позвав на помощь крыс, которые сгрызли охранный знак, уходит…
*

Кабинет Фауста

Мефистофель предлагает Фаусту одеться по-бойцовски и смело ринуться в бурный поток жизни. Фауст же возражает:
“Что ни надень, все мучусь я хандрою,
И уз земных не в силах я забыть.
Я слишком стар, чтоб тешиться игрою,
И слишком юн, чтоб без желаний быть.”
Фауст в отчаянии…
“Так тяжко, горько мне, что жизнь мне не мила —
И жду я, чтоб скорей настала смерти мгла.”
*
Так Тьма является каждому, кто в отчаянии и жаждет смерти… Ищет, кому отдать свою душу…
Ведь Тьма зрит все… Посланник же тьмы — не горделив. Мефистофель говорит:
“Я знаю многое, хоть не всеведущ я.”
*
Фауст обрушился с проклятиями на все свое прошлое, особенно на терпенье (святое смирение). На что невидимый хор духов пропел Обновление и пожелание вхождения в Новый Мир.
“Воспрянь, земнородный, могучий!
Мир новый, чудесный и лучший
Создай в мощном сердце своем;
С душой обновленной
Ты новую жизнь начинай, просветленный,
И новую песнь мы тебе воспоем!”
Квантовый переход… Переход количества в качество.
*
Фауст соглашается вступить в Новую Жизнь. Мефистофель навязывается в спутники. Какая за то плата? — Служба “на том свете”. Фауст соглашается.
Мефистофель обещает Фаусту дать много всего… на что Фауст ответил:
“Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?
Дух человеческий и гордые стремленья
Таким, как ты, возможно ли понять?
Ты пищу дашь, не дав мне насыщенья;
Дашь золото, которое опять,
Как ртуть, из рук проворно убегает;
Игру, где выигрыш вовеки не бывает;
Дашь женщину, чтоб на груди моей
Она к другому взоры обращала;
Дашь славу, чтоб чрез десять дней,
Как метеор, она пропала, —
Плоды, гниющие в тот миг, когда их рвут,
И дерево в цвету на несколько минут!”
*
Какие слова! Какая мудрость! Знай же, человек — не соблазнись! Что “нечисто” — то нестойко, тленно, временно…
Мефистофель требует от Фауста расписку как закрепление договора. На что Фауст отвечает:
“Расписку? Вот педант! Тебе ли видеть ново,
Что значит человек и данное им слово?
То, что сказал я, власть тебе дает
Над всей земною жизнию моею;…
Мы слову смолкнуть на пере даем
А воск и кожу одаряем властью!”
*
Для человека чести слово — закон. Для бессовестного требуется письменная расписка. Капля крови — подпись истинная (генетика, квантовые связи). Ведь Мефистофель знает:
“Кровь — сок совсем особенного свойства.”
И вот истинный мотив такого подписания со стороны Фауста:
“Не радостей я жду, — прошу тебя понять!
Я брошусь в вихрь мучительной отрады,
Влюбленной злобы, сладостной досады;
Мой дух, от жажды знанья исцелен,
Откроется всем горестям отныне:
Что человечеству дано в его судьбине,
Все испытать, изведать должен он!
Я обниму в своем духовном взоре
Всю высоту его, всю глубину;
Все счастье человечества, все горе —
Все соберу я в грудь свою одну,
До широты его свой кругозор раздвину
И с ним в конце концов я разобьюсь и сгину!”
?
Вот истинный мотив! Познать чувства мироздания — Хаос совокупного… Прийти к вселенному единению и Великому взаимопоглощению!…
Далее же отвечает Мефистофель:
“Старался разжевать я смысл борьбы земной
Немало тысяч лет. Поверь ты мне, мой милый,
Никто еще, с пеленок до могилы,
Не переваривал закваски вековой.
Весь этот свет, все мирозданье —
Для бога лишь сотворены;
Себе он выбрал вечное сиянье,
Мы в вечный мрак погружены;
А вы — то день, то ночь испытывать должны.”
Свет — Бога, Тьма — Сатаны, а чередование Света и Тьмы — для всего сущего, живого, рождающегося и умирающего…
*
Человек стремится… Стремится уподобиться Богу, но…
Мефистофель отвечает:
“Ты значишь то, что ты на самом деле.
Надень парик с мильонами кудрей,
Стань на ходули, но в душе своей
Ты будешь все таким, каков ты в самом деле.”
*
Стучится ученик. Мефистофель одевает наряд Фауста… Входит ученик, и Мефистофель ведет с ним беседу. Призывает ученика к режиму, системе.
“Как, например, питье, еда, —
Нужна команда “раз, два, три” всегда.”
Логика — оружие Материи, наука Тьмы.
Мефистофель советует ученику избрать медицину (тело и смерть, и жизнь). Зная, какое значение имеет Вера Врачевателя для успешного исхода:
Кто верить сам в себя умеет,
тот и других доверьем овладеет,
И вот — ему успехи суждены.”
Но главное, говорит Мефистофель, не теория, но практика (тактика поведения).
“Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!”
*
Ученик, довольный беседой, уходит. В комнату возвращается Фауст. И они “летят” на крыльях (плаще Мефистофеля) в Новую Жизнь.
*

продолжение — в полной версии, которую можно заказать здесь.

Share Button