Из “Повести о жизни Сергия Радонежского”

“Узнав доподлинно, что никто не пишет о нем, я стал помышлять и рассуждать: как же его тихая и чудная и добродетельная жизнь останется не описанной;..”

Жизнь Истинная: тихая, чудная, добродетельная…

Отец Сергия — ростовский боярин.
Имя Сергий — имя иноческое, до того был Варфоломеем.

“Братья его, Стефан и Петр, быстро изучили грамоту. Варфоломей же медленно постигал ее, грамота ему не давалась.”

Ибо Слово не равно Письму(!).
Образное мышление — Слово.
Логическое мышление — Письмо.
Но благословение Старца исправляет ситуацию, уравновесив Разум Сергия.

“Старец стоял на поле под дубом и молился. Отрок смиренно поклонился ему,..”

Старец и Дуб… Древний Посох… Смирение молодого Варфоломея.

“Старец поднял руки и взор к небу и вынул из сумы своей маленький кусок пшеничного хлеба и подал его отроку тремя перстами.
— Прими и съешь сие, чадо. Будешь разуметь писание.
Отрок открыл уста и съел хлебец, и была сладость в устах его слаще меда.
И сказал старец:
— Не скорби, чадо, о грамоте. С сего дня будешь читать лучше братьев своих и сверстников.
И поучал его старец о всяком добром. С тех пор Варфоломей познал грамоту, и какую ни разогнет книгу, ту и мог хорошо читать и разуметь.”

Сыновий долг Варфоломея — его Совесть и Честь, его Сила:
“Жизнь в родительском доме.
Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились, юноша же Варфоломей не хотел жениться, но хотел стать иноком. И много раз просил он родителей отпустить его в монастырь. Родители же говорили ему:
— Сын, подожди немного, мы стары и больны и живем в бедности. Некому позаботиться о нас. Братья твои, Стефан и Петр, пекутся, как бы угодить женам, ты же печешься, как бы угодить богу. Благую часть избрал ты, она не отнимется от тебя. Только послужи нам немного времени, когда же проводишь нас до гроба, тогда исполнишь свое желание.
Добрый юноша обещал им служить до конца их жизни и всячески старался угодить родителям своим и повиновался им во всем, вспоминая слова: “Почитай отца своего и мать и будешь долголетен на земле.”
Недолго прожили его родители, и юноша с великой честью предал тела их могиле и покрыл землею со слезами. И пробыл в доме еще сорок дней, а потом призвал Петра, брата своего младшего, и оставил ему все наследие отца, себе же не взял ничего.”

Освободившись, исполнив Долг, Варфоломей устремился к Природе, Естественности Уединения:
“Юноша Варфоломей пришел к брату своему старшему, к Стефану, в монастырь и стал просить его идти с ним искать пустынное место для основания обители. Долго ходили они по лесам и пришли на пустынное место среди лесной чащи, к источнику. Понравилось им то место и начали они лес рубить и на плечах бревна носить и построили хижину. Потом и келью поставили и срубили небольшую церковь.”

“Стефан скоро увидел, что в пустыне той труд был тяжелый, жизнь скорбная, жизнь трудная:..”
“Стефан, видя это, оставил место то и брата своего родного и ушел в Москву.”

Жизнь Сергия в лесу
Скоро после ухода Стефана юноша Варфоломей постригся и был наречен Сергием. Было ему тогда двадцать три года. Он был первым чернецом в той пустыне, да скажу — и первый и последний, ибо многие там постригались, но ни один не мог сравниться с ним, многие так же начинали, но не все так же заканчивали.
Многие потом в той пустыне и при нем и после него иночествовали, но не были равны ему.
Жил Сергий один в пустыне без единого человека. Многие звери водились тогда в лесу том. Одни ходили целыми стаями, выли и ревели не только ночью, но и днем. Другие по двое или трое мимо проходили. Одни ходили далеко, другие приближались к Сергию, окружали его и обнюхивали. Из них один зверь, называемый аркуда, как говорится, медведь, привык приходить к Сергию. Сергий увидел, что не по злобе приходит к нему зверь, но чтобы взять себе немного пищи, и стал выносить ему из хижины ломоть хлеба, клал его на пень или на колоду, чтобы зверь, придя, мог найти готовую пищу. Брал медведь в пасть ломоть хлеба и отходил. Когда же у Сергия бывал один кусок, он делил его на две части, одну себе оставлял, другую зверю отдавал. Иногда же Сергий отдавал весь кусок медведю, сам предпочитал голодать, чем зверя отпустить без еды. Когда же не было хлеба и медведь, придя по обычаю своему, не находил своего куска, тогда он долгое время не уходил, но стоял, оглядываясь по сторонам, ожидая, как злой заимодавец, хотящий получить свой долг. В те времена у Сергия не было различных яств, только хлеб и вода из источника и то скудно. Часто и хлеба не было. Тогда оба голодали — и Сергий, и зверь. И так много лет приходил к нему медведь.”

Начали сходиться к Сергию люди.
“Так собралось около двенадцати монахов. Поставили они себе кельи и тыном огородили. Сергий сам три или четыре кельи своими руками создал и все делал, что требовалось братьям: бревна из леса на плечах носил и рассекал на поленья…
Он служил братии как купленный раб. Жито толок и молол в жерновах, хлебы пек, кашу варил и прочую еду. Обувь и одежду кроил и шил, и от источника под горой в двух водоносах воду носил в гору и каждому у келии ставил, и никогда ни часу не бывал в праздности.”

Вот таким тружеником был Сергий!

“… стал Сергий игуменом и наставником, но не изменил правил жизни чернеца и был все таким же трудодельным. Ежедневно пшеницу толок и молол, муку просеивал, тесто для просфор месил и заквашивал, и кутью сам варил, и свечи скатывал. На всякое дело первым выходил, стараясь быть учителем и делателем. Учил он больше делом, чем словами, собою подавал всем пример.”

Сан, статус не меняет Истинного Человека.

О поселянине
“Когда слух о жизни Сергия распространился, многие люди стали посещать его и, возвращаясь, рассказывали о нем другим.
Слышав о нем, один поселянин, земледелец, живший в своем селе и питавшийся от трудов своих, пришел издалека увидеть игумена. В то время Сергий копал землю в огороде. Поселянин искал его и просил братию указать ему игумена:
— Кто здесь игумен Сергий? Где чудный муж сей?
Они же сказали:
— Он в огороде, копает землю. Подожди немного, он скоро выйдет.
Поселянин хотел скорей увидеть игумена. Он приник к скважине в ограде и, увидев Сергия в ветхой одежде и трудившегося в поте лица, не поверил, что он тот, кого он искал. И снова просил братию показать ему игумена. Когда же Сергий вышел и братья указали на него, поселянин отвернулся от него, говоря:
— Вы мне нищего показываете.
В это время некий князь вошел в монастырь, и было много людей с ним, бояре и отроки, а шедшие впереди освобождали дорогу, и один из них взял того поселянина за плечи и оттолкнул его и от игумена и от князя.
Князь издалека поклонился Сергию до земли, и Сергий благословил его. И сели они двое, все же стояли подле них.
Поселянин же все сновал туда и сюда и спросил:
— Кто тот, кто сидит с князем?
— Ты, видно, пришелец. Разве ты не знаешь игумена нашего Сергия? Он и сидит с князем.
Когда вышел князь из монастыря, поселянин поклонился до земли игумену, а Сергий благословил его, и побеседовал, и отпустил.

Благословение на бой с Мамаем
“За грехи наши ордынский князь Мамай поднял всю орду и пошел на Русскую землю. И люди были в страхе великом. Тогда на Москве великим князем был великодержавный и достохвальный Дмитрий Иванович. Он пришел к старцу Сергию спросить его благословения на бой с беззаконными, ибо знал, что Сергий муж добродетельный и имел дар пророчества. Старец же благословил князя и сказал:
— Подобает тебе, господине, заботиться о людях своих и крепко стоять за них. Иди против безбожных, бог поможет тебе, и ты с победою, здоровым, с великой похвалою возвратишься в свое отечество.
И дал Сергий великому князю двух иноков в помощь, Александра Пересвета и Андрея Ослябу.”

Благодарность Сергию за Благословение
“Много воинов пало, но татары были побеждены и побежали. Достохвальный же и победоносный великий князь Дмитрий вернулся в светлой радости во свое отечество. И незамедлительно приходит он к старцу Сергию благодарить его за добрый совет и дает богатую милостыню в монастырь.”

Кончина Сергия
“Жил добрый старец много лет в добром воздержании и трудах и достиг глубокой старости. Ожидая свою кончину, призывает он братию и вручает старейшинство своему первому ученику, Никону, во всем следовавшему учителю. Годами Никон был молод, умом же зрел. В месяце сентябре занемог старец Сергий и, видя свое преставление, призвал всех братьев и поучал их. Скончался старец в лето 1391, месяца сентября, 25-го. Собравшиеся братия плакали и рыдали сокрушенно. И положили честное его тело в обители, которую он создал.”

Истинно, Велик Человек Сей!

продолжение

Share Button