Мастер

Мастер не любит — Мастер должен!

— Почему “должен”? Разве творчество не свободно само по себе, Дедушка?

— Если, как мы уже знаем, творчество состоит в одушевлении Материала, то прежде всего оно требует к себе первоначального внимания Мастера.

Младенец пьет молоко из груди Матери.

Первыми месяцами своей жизни он связывает себя неискупимым долгом. Долгом перед Матерью!

Точно так же и Мать, рождая Дитя, должна давать ему молоко груди своей, поставить его на ноги и пустить в жизнь…

Взаимный Долг… Дитяти перед Матерью и Матери перед Новорожденным своим…

Так и Мастер обязан своим творениям, мой Друг.

— Как можно рассчитаться с долгом? — Недавно Вы говорили, что необходимо освобождаться от сотворенного.

— Птицы покидают гнездо, дети покидают свой Дом. Это Закон. Освобождение — дать все то, что нужно плоду твоему.

— Как определить это “все”?

— Все — это когда нет связи, когда дело сделано, Мастер устал и исчерпал Силу Замысла…

Дух — в творении. Полностью, целиком…

— И любовь уходит?

— Замысел однажды появился, однажды и покидает нас…

Хороший Мастер любит все и в то же время ничему не отдает предпочтения. Оттого можно сказать, что Мастер не любит ничего и никого. Нет предпочтения, понимаешь?

— Любить всех значит не любить никого???

— Не выделять!!! Ровное отношение ко всему, ибо это отношение — искреннее. Искренность — она и есть Искренность, неизменна и переменчива по моменту. Сейчас ты слушаешь, затем говоришь, смеешься, а позже плачешь — это и есть переменчивость Искренности, в тоже время ее постоянство в ЧИСТОМ ОТРАЖЕНИИ МОМЕНТА ВРЕМЕНИ…

Мастер, Друг мой любезный, не «любит» и не «не любит», он должен!

Искренность обязывает его действовать согласно характеру Момента. Если он ест яблоко — он ест его со всей страстностью, ощущая весь его вкус, всю его свежесть и живую силу. Если он спит — он спит; если он смотрит — он созерцает; если слушает, то весь проникается духом того, кто говорит…

Если Жизнь столкнула тебя лоб в лоб с Материалом и дала в руки Инструмент, то ты должен Творить!!! Путь твой или назад к прошлому через Отказ, или вперед к будущему через ТРУД. Мастерство обязывает!

Почему при этом я говорю тебе, что Мастер несвободен? — Потому что все мы одинаково несвободны. Свободными нас делает только забвение или… смерть.

Но, Друг мой, быть несвободными от духа почтительнее, чем несвобода от поверхностных форм инстинктов.

— Чем проявляется несвобода от форм, Дедушка?

— Жадность и накопительство суть проявления несвободы от форм. Стяжательство и скупость, так же как и собственность Магната, суть всегда лишь проявление несвободы личности от форм.

— Несвобода от чувств — это зависимость от чувственных наслаждений?

— И наслаждений, и болей. Курение, наркомания, мазохизм, садизм, стремление к власти и славе…

Пороков души человеческой намного больше, чем пороков телесных и духовных вместе взятых. Центр Креста широк в своем миропроявлении…

— Несвобода от духа преодолима?

— Ни от тела, ни от духа мы не освобождаемся. Тело, распадаясь на частицы, входит в другие тела: ветер развевает прах по полям и лесам, питая им листья растений; плоть в земле становится пищей и частью червей, затем птиц. Мир замкнут, и Тело вечно блуждает, то собираясь, то распадаясь…

Иное дело — Дух. Вихрь — это Бог в нас самих. Нет свободы от Бога, нет свободы от Центра Креста.

Можно ступать по пути преодоления зависимости от душевных пороков. Можно насиловать свое тело, свою форму, но это только самообман. От Тела к Духу движется Душа на тернистом пути своем…

Несение Креста на себе — это и есть движение по пути от Тела к Духу, преодолевая Порок свой.

— Но должно быть и движение обратное?

— Да. От Духа к Телу — путь разложения, путь распада, когда человек отдает душу свою пути разврата, не преодолевая свои пороки, а усиливая их власть над собой.

Эх, Друг мой! На самом деле побеждая жадность и властвование над формами, всего лишь развиваешь в себе гордыню и славолюбие!..

Нищенствуя, удовлетворяясь нищенством, развиваешь мазохизм — самоистязание естественной природы своей…

Борясь и побеждая пороки души — стремишься стать Богочеловеком…

— Разве плохо такое стремление???

— Нет плохого, нет хорошего. Только ставши Богочеловеком, ты заявишь: “Я есть Бог!” И этим станешь тем, кого люди назвали Дьяволом…

— Где же Истина???

— В Них, мой Друг. В Боге и Дьяволе. Истина — в безысходности…

Безысходность — Исход.

Выход именно там, где его не ищут, мой Друг.

Истина везде и во всем.

Истина — в капле росы.

Истина — в слезе нищего раба.

Истина — в молоке матери.

Истина — на острие меча властелина.

Истина — в шуме ветра.

Истина — в последнем издыхании человека.

Истина — в вопросах.

Истина — в ответах.

Истина — в Безмолвии…

— Эта истина страшна!

— Почему ты решил, что Истина должна ублажать твой слух???

Истина тем и сильна, что она говорит

САМА ЗА СЕБЯ…

Говорит БЕЗЫСХОДНОСТЬЮ…

*

Дед меня страшит…

Творчество — иллюзорная свобода???

— То, что мы называем “творческим воодушевлением”, есть ни что иное, как назидание идеи внешним миром в твою голову как мысль и в твое сердце как чувство.

Мы только думаем, что это “наши мысли” и “наши чувства”. На самом же деле мы всего лишь способные “Приемники” колебаний внешнего мира. Мир полон идей. Мир полон Творчества…

“В начале было Слово”…

Мир звучит… Он говорит…

Тот, кто Его слышит — ТВОРЕЦ… если, конечно, не ленится передать услышанное другим, себе подобным! Вот где истинная сладость Творчества! — в наслаждении самодостоинством, сопричастностью к Великому Божественному Творению!

“Я слышу!” — ликует творящий.

“Именно Я слышу!” — говорит он этим своим утверждением. Гордость за честь, которую дарует ему Мир. Честь быть Творцом…

Плохо ли это? — Нет. Так надо. Таков Закон.

“На Посланнике нашем обязанность верно передать”, — гласит Коран.

Верно передать…

Вот тебе, мой Ученик, и задача Мастера:

ВЕРНО ПЕРЕДАТЬ ТО, ЧТО УСЛЫШАЛ, УВИДЕЛ, ПОЧУВСТВОВАЛ…

Творчество уже не творчество, если оно запланировано и произведено “по плану”. Это уже Ремесло.

Творчество — это Передача Момента Мира.

Красиво и точно может передать только тот Мастер, кто Слышит и Видит Живую, Живую Жизнь!

Живую!..

Ибо то, что ты планировал вчера, — сегодня уже старо! Сегодня — новая, свежая музыка Жизни.

Лови Момент и передавай его точно.

Умение точно передать.

Без себя, без своего. Твое — только Глаза, Уши, Сердце и Руки…

Не ставь своей ноты в мелодию Жизни. Ставь ноту тем, что не ставь своих нот!

Ставящий свою ноту — Ремесленник.

Его работа — копия с примесью своей корыстной цели.

Верно передающий Звуки Мира — МАСТЕР…

Ты — в Нем. Он — в Тебе.

Не бойся этого. Ты создан по Его подобию.

Но… помни: он Вечен.

Он — Высший Творец Истины. Он — Отец.

Ты — Сын…

Сын, почитай Отца своего!

Слушай и не пререкайся, даже если делаешь по-своему.

Тебе дан выбор. Два Сына у Отца.

Сын, пребывающий в Доме Отца своего, и Сын Блудный, уходящий и возвращающийся.

К кому более щедр Отец?

Почему? — Почему к Блудному Сыну?

Не знающий горечи Слез не умеет Улыбаться…

*

Я иду, потому что мне хочется идти…

— Дело ради дела. Просто ли?

— Нет, не просто. Не просто не думать о плодах, сажая дерево.

— Что лучше? — Что разумнее?

— Куда идешь, Человече??? Если вниз, подумай о плоде, сажая дерево. Ты — ремесленник.

Если вверх, думай о дереве, когда сажаешь его. Ты — мастер.

Думая о плодах, ты нечаянно поранишь корень, ибо невнимателен. Мысль о плодах отбирает часть твоего внимания, и, предвкушая плод, не услышишь, что ветка справа хочет смотреть на восток, не услышишь, как заплакал корень, небрежно задетый твоим инструментом, лопатой.

Будет ли сочен плод, если ветки неправильно размещены, не по их желаниям? Будет ли он доспевшим, когда нет части корня?

Думай о дереве, когда сажаешь дерево!

И голос веток услышишь, и предупреждение корня, и согласие земли принять твой труд.

— Почему, думая о плоде, наш путь идет вниз?

— Потому, Друг мой, что строим мир завтрашний по законам вчерашнего дня. Латая дыры старого — не создаешь нового.

Помнишь притчу о вине? В бурдюк со старым вином не доливают вина молодого! Оно быстро испортится. Нужна трансформация: смерть и рождение. Бесполезна попытка сохранить в целостности Зерно и вырастить Колос.

Зерно неизбежно должно быть в почве и влаге, гнить, распадаться, и теплом своего распада-старости питать новый побег!

Делая дело ради самого дела — мы “гнием”, распадаемся, потеем и устаем, а этим и творим новое.

Пот и усталость — вот наше истинное творчество. “Добывай хлеб в поте лица своего…”

Все внимание твое должно быть приковано к тому, что ты делаешь в настоящий момент.

— А как же Страж?

— Страж — он сам заботится о тебе. Ты помни о нем волей. В момент творения ты — само творение.

Но есть здесь опасность: когда человек развился до высот Мастера, когда он постиг Истину, он забывает о Страже…

Гордыня — это и есть отсутствие Стража. Человек забыл о Боге — Бог оставляет человека.

Нет, Он его не наказывает.

Он его покидает…

Самоуверенность такого покинутого Богом опасна, ибо он СЛЕП!!!

Нет Стража, нет Хранителя.

Первоначально есть Троица — Сила, но нет Глаза внутри Троицы. Нет Центра. Нет Устойчивости. Потому — ПАДЕНИЕ.

Изгнание Адама из Рая…

Помни о Страже — не унизишь и Бога…

*

Ничто так полно не отражает состояние Мастера, как его Творение…

— Дедушка, я думаю, что для того, чтобы Мастера признали, нужна хорошая реклама.

— Реклама более нужна Ремесленнику, нежели Мастеру. Мастер сам делает себе рекламу тем, что о ней совершенно не думает и сознательно не делает ее. Его реклама — в отсутствии всякой рекламы.

— Как это понимать?

— Безупречно выполненная работа способна жить своей жизнью, а, значит, обладает собственной речью.

Хорошо сотворенная вещь ГОВОРИТ САМА ЗА СЕБЯ.

— Не все же способны услышать ее речь?

— Верно. Но, как и каждый человек, вещь тоже имеет свой характер. Как и у человека, есть у нее симпатичное окружение, а есть и несимпатичное. Вещи тоже способны проявлять как симпатию к людям, так и антипатию. Иголка, которая тебя не любит, будет колоть тебя при первой же выпавшей возможности, лишь только ты потеряешь осторожность…

На всякого покупателя есть свой товар, так же как и на каждый товар есть свой покупатель.

— Тогда есть смысл и в рекламе! Нужно найти покупателя, который понравится сотворенной вещи.

— Да я и не отрицаю рекламы!!! Я всего лишь говорю, что уважающий себя Мастер уважает и симпатии своих Творений. Мастер дарует свободу своим Детям, потому и не спешит “побыстрее и побольше”, ибо его внутренняя забота — КАЧЕСТВО. Качество и Сила души той вещи, которую он создал с помощью своей Силы, Инструмента и Материала. Что красиво, то красиво…

Чистая родниковая вода покорит всякого чистого, ибо сотворена Великим Мастером — ПРИРОДОЙ.

Да, “каждой вещи свой покупатель”, только разве безразлично отцу судьба своего дитяти?

Потому и благо стремление отца правильно и разумно вырастить и воспитать дитя свое.

То, с каким запасом “пороха в пороховнице” выйдет в свет его дитя, станет Зерном, определяющим Плод его будущей Судьбы.

Мало кто “рекламирует” детей своих. Так же неестественно специально рекламировать свое творчество. Лучшая реклама — это РЕЗУЛЬТАТ!

Если ты Мастер и вложил часть души своей в свою же работу, то она обязательно сама скажет о себе. И тебе не будет стыдно…

Научись не думать о рекламе. Девять десятых внимания духа, души и тела посвящай ТРУДУ.

Одна десятая — Стражу.

Так творят Мастера.

*

Не торгуйся — потеряешь доверие приобретенного!

— Покупая себе Коня, козак не торговался. Высмотрев себе подходящего Друга, он отдавал за него все, что имел.

— Это тоже “знахарский” секрет, Дедушка?

— Не торговаться, приобретая понравившуюся вещь — великий секрет БЛАГОПОЛУЧИЯ!

— А если цена выше той, которую ты способен уплатить?

— Тогда молча отойди и не сожалей: это не для тебя. Твои желания оказались выше твоих возможностей, а, значит, и достоинств. Иди и совершенствуйся!

— Разве это говорит о недостатках человека?

— Да. Такая кажущаяся тебе мелочь как неимение нужной суммы для понравившегося товара есть знак. Знак того, что ты уже приближаешься к этой вещи, но… имеешь промахи и недостатки, из-за которых сама вещь не желает переходить в твое пользование.

Знающий это всегда молча, смиренно отойдет и либо забудет о той вещи, либо найдет недостатки, осознает их и исправится, и этим приблизит приобретение желаемого.

— Не проще ли одолжить денег и купить?

— Нет. Будешь должником! Тем более, что ты уже не встретишь той вещи такой, какой она была прежде. Это будет уже другая вещь…

Та, первая, была твоя, но “уплыла”.

Вторая, которую ты купишь на одолженные деньги, будет тебе во вред, не оправдает твоих надежд. Таков Закон…

— Почему Вы сказали, что первая виденная вещь была моей?

— Потому что понравилась тебе. Между вами была симпатия! Симпатия была взаимной! Ты тоже понравился этой вещи. Где гарантия, что ты понравишься и другой, увиденной позже? Ты теперь ищешь уже не душу, а подобие формы! Понимаешь??? — Ты, охваченный дикой страстью заиметь то, что ранее тебя привлекало, гоним спешкой, и потому ищешь форму, но не содержание, ставшее ранее причиной взаимной симпатии…

И ты не найдешь! — Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку…

Тем более, Друг мой, не торгуйся! Понравилось бы тебе как товару, если бы за тебя заплатили меньше, чем ты на самом деле стоишь??? — Так же и вещь.

Хозяин вещи знает ей цену и определил ее, назвав тебе сумму. Если ты “собьешь” цену — этим огорчишь хозяина и не поимеешь его внутреннего душевного благословения от приобретения, к тому же еще и подорвешь доверие к себе приобретенной вещи.

Купив, не торгуясь, ты имеешь и радость-благословение прежнего хозяина, и симпатию самой вещи.

Не лучше ли это?

А еще — Великое Дело — переплатить!!!

Пусть это всего лишь монетка, но это — ЗНАК ТВОЕГО ДУХА! Это радость продавца и повышение симпатии приобретенного к тебе, Мастеру…

…(продолжение — в полной версии книги)

Share Button